ЗАПРЕТ НА ХАЙКУ

Поэт Сайто Санки. 50-е годы прошлого века
Скачет
По холодным песчаным холмам
Собачья блоха

犬の蚤
寒き砂丘に
跳び出せり
ину-но номи/ самуки сакю:-ни/ тобидасэри

Это загадочное стихотворение 1952 года, которое допускает совершенно разные трактовки, было написано Сайто Санки (1900-1962), поэтом весьма необычной судьбы.

Он пришел к поэзии довольно поздно, когда ему уже было за 30. Дантист по профессии, он провел несколько лет в Сингапуре, наслаждался британской колониальной атмосферой, где как в плавильном котле перемешались представители разных культур — от европейцев и азиатов до выходцев с Ближнего Востока. Санки даже подумывал остаться там навсегда, если бы не японская агрессия в Китае — на Шаньдунском полуострове в 1928 году. Сингапурцы сразу же ввели жесткий бойкот на любые японские товары и услуги. Санки был вынужден вернуться в Токио, где чувствовал себя призраком-иностранцем. Он открыл зубной кабинет и по совету одного из пациентов начал писать стихи, однако относился к хайку не как к великой забронзовевшей традиции, а скорее как к «внутренней ссылке» или эпикурейской забаве.

Вскоре Санки заканчивает карьеру дантиста, основывает собственный поэтический журнал Tenkō (天香) и новое поэтическое направление — «Движению за новое хайку» ( Синко:-хайку (新興俳句).

Санки считал, что каждое трехстишие — законченное произведение, самостоятельное высказывание на отдельную тему. Он отказывался группировать несколько стихов в тематические группы, как делали это поэты традиционного толка, и предпочитал обходиться без сезонных слов, которые считались до этого основой поэтики хайкай.

Уже в отказе от сезонных слов консерваторы увидели необыкновенный протест против существующей Императорской системы. Санки стремился к реализму в хайку, однако это его стремление было трактовано как опасный реализм, «социалистический реализм», «либеральный реализм», подрывающий основы общества.

Вот одно стихотворение 1939 года:

Пулемёт.
Выплёвывает из мрака
Желтый песок

機関銃
闇ノ黄砂ヲ
吹キ散ラス
кикандзю:/ ями-но ко:са-о/ фукитирасу

В 1940 году секретная японская полиция обвиняет поэта в распространении анти-милитаристских идей. Его арестовывают и выпускают из тюрьмы только при одном условии — отныне ему запрещено сочинять и публиковать стихи. Так «Движению за новое хайку» было распущено.

Только в 1945 году Санки вновь возвращается к сочинительству. Вот его трехстишие 1948 года из второго поэтического сборника «Ночные персики» (夜の桃).

Как мягко
Ложится снег
На снег

雪の上に
雪降ることの
やはらかく
юки-но уэ-ни/ юкифуру кото-но/ яваракаку

Многие современники увидели в этом стихотворении напоминание о попытке военного переворота, который предприняли национал-социалисты в 1936 году. Это событие вошло в историю как «Инцидент 26 февраля». По воспоминаниям очевидцев в тот день в Токио выпало небывалое количества снега. И хотя мятеж был подавлен, в итоге он значительно усилил влияние армии на дальнейшее развитие Японии.

Санки был популярен при жизни, но и после смерти армия его поклонников продолжает расти. Может быть это связано еще и тем, что он был «неровным поэтом». У него поэтические шедевры нередко соседствуют с совершенно проходными заурядными стихами, что очень импонирует читающей публике, которая хочет видеть в поэте не небожителя, а обычного человека.

Haiku Daily в Telegram 

Haiku Daily в Facebook

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened