Сто стихотворений Рикю #2

Популярный в русском интернете мем «cперва добейся» удивительным образом оказался созвучен дзенской философии чайного пути:

Пока учишься,

Смотри и повторяй.

Пока не научился,

твое мнение, что хорошо, а что плохо -

глупость

習いつつ見てこそ習え習わずに善し悪しいうは愚かなりけり

Нараицуцу/ митэ косо нараэ/ наравадзу ни/ ёсиаси иу ва/ орока нарикэри

Тосиката Мидзуно. Гравюра укиёэ 1896 года. Девушки в "мидзуя" (подсобной комнате) готовят утварь для чайной церемонии. Уборка в чайной комнате и подготовка утвари считается основополагающей практикой, когда занимаешься изучением чая

Сен-но Рикю говорит о мастерстве, без которого нельзя судить других, и, действительно, кажется разумным, что только мнение знающего человека может чего-то стоить.

В этом пятистишии хорошо виден стиль чайных занятий — ученик буквально учится телом, а не головой, повторяет за мастером все движения, вооружившись наблюдательностью. И это главенство телесного опыта над ментальным очень важно.

Вот смотрите, как комментирует это стихотворение Рикю известный чайный мастер ХХ века Игути Кайсэн:

«Наши литературные и театральные критики любят ругать всё по чем зря, но их критика основывается лишь на собственных размышлениях, как это должно быть. Стоит им самим оказаться в шкуре того, кого они критикуют, как их ждет полный провал. Раз в год я участвую в представлениях театра Кабуки как актер-любитель. Однажды в нашей труппе оказался один очень известный театральный критик. Актер, которому выпало быть партнером критика, так загонял беднягу на репетиции, что с того сошло семь потов. «Да, одно дело думать, что ты знаешь, как должны двигаться руки и ноги, а другое дело — действительно владеть своим телом», - сказал критик, почесывая затылок. Критика хороша, когда она подкреплена делом. Я не принимаю критику от тех, кто умеет только говорить».

Такие вот чайные мастера максималисты.

Haiku Daily в Telegram 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened