Тайная чайная комната и чёрный квадрат

Несколько лет назад я случайно увидела в новостях, что Хироси Сугимото, знаменитый японский фотограф, художник и архитектор, построил в Венеции стеклянный чайный павильон. С тех пор он стал моим культурным героем.

Чайный павильон Мондриан, который Сугимото сделал в 2014 году для Венецианской биеннале

Своим павильоном Сугимото ответил сразу на несколько важных вопросов, которые не давали мне покоя во время занятий чаем и жутко раздваивали сознание — что я, русский человек, делаю на татами? Не выгляжу ли я полной идиоткой, надевая кимоно? Не есть ли это для западного человека лишь эстетская игра, где мы лишь формально следуем чужой культурной логике? Смогу ли я, не будучи японкой, понять, что значит заниматься чаем? Может ли средневековая традиция быть живой? Может ли она идти в ногу со временем и при этом не опускаться до банальности?

Сугимото построил абсолютный мастерпис, причем из стекла — материала, который меньше всего подходит к традиционной японской культуре. Он сделал его нарочито открытым, а ведь традиционная чайная комната тяготеет к закрытости и полумраку. Он идеально вписал его в старый европейский город, при этом сохранил японский дух и назвал свою постройку «Мондриан». Другими словами, Сугимото создал идеальную чайную комнату 21 века и показал, что чайный мир может быть современным, открытым и вписанным в мировой культурный контекст.

Хироси Сугимото выполняет роль гостя в чайной церемонии, которую проводят в стеклянном павильоне Мондриан, выполненном по его проекту

Помню, как у меня перехватило дух от такого поворота событий! Но, оказывается, я еще не все знала про Сугимото.

Изучая Instagram одного из потомков Сен-но Рикю — относительного молодого чайного мастера Сен-но Соку — я наткнулась на фото довольно необычной чайной комнаты, которая по описанию находилась в Нью-Йорке и принадлежала Хироси Сугимото. В ее нише «токо-но ма» висел Черный квадрат. Правда, приглядевшись, я поняла, что это не квадрат, а скорее прямоугольник.

Оказывается, Сугимото еще в 2009 году построил для себя «тайную» (как окрестили ее журналисты) чайную комнату рядом со собственной студией в районе Челси на Манхэттене. Она выполнена по его личном проекту, и используется не только как чайная комната, но и как выставочное пространство.

Личная чайная комната Сугимото в Нью-Йорке. Здесь гениально, на мой взгляд, соединилась японская эстетика и современная мебель и архитектура

«У многих коллекционеров на Манхэттене огромные квартиры забиты произведениями искусства. Все стены увешаны картинами, а скульптуры стоят даже на лестницах. В итоге эти произведения просто убивают друг друга. Это очень американский подход, но мне он крайне не симпатичен! Я предпочитаю менять экспозицию каждый раз под нового гостя, следуя его интересам», — говорит Сугимото в одном из своих интервью.

Коллекция Сугимото не висит мертвым грузом, а РАБОТАЕТ. Лишний раз поражаешься, что вот он, современный пример японской эстетики, где вещь не работающая, лишенная функции, не может быть прекрасной. И все благодаря чайной комнате, которая диктует смену обстановки ежедневно.

В нише у Сугимото оказался, конечно, не Черный квадрат, а скорее всего одна из его фотографий из серии «7 дней, 7 ночей».

Но лично меня не оставляет мысль, что Черному квадрату самое место в чайной комнате, ведь он абсолютно равен одному из главных принципов дзен - «му», означающему «Великое ничто».

Кстати, до января 2019 года можно увидеть чайный павильон Мондриан в Версале, где также проходит большая выставка Сугимото.

Чайный павильон Мондриан отлично вписался в парк Версаля

Haiku Daily в Telegram, где вы точно ничего не пропустите 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened